История появления четырех карточных мастей
История такого явления, как карточная масть стартует в очень давние времена. Прародительницей была очень древняя игра из Поднебесной. Игральный вариант впервые появляется в IX веке также в Китае. Предпосылкой стало применение отдельных листов бумаги вместо классических свитков при производстве книг.
Первые китайские игральные карты наносили на прямоугольники из бумаги.
Масти у них были совсем другие, чем привычные для нас:
- монеты;
- шнурки монет;
- мириады (10 тыс. монет);
- десятки мириад.
В Европе игральные карты появились уже в середине 14 столетия. Скорее всего, транзитом через Египет. Карточные масти были схожи с современным вариантом. Названия и изображения в разных странах и в разные эпохи могли разниться. Хотя сейчас они примерно одинаковы по всему миру, кроме раритетных старинных колод игральных карт.
4 масти и довольно
Карточные игры возникли давно.
Они видоизменялись, со временем уложившись в 4 классические масти:
- пики;
- трефы;
- бубны;
- черви.
Они не так просты, как и изображения на карточках. Все имеет свой тайный смысл и особую логику.
Привычные нам игральные карты, производимые промышленным способом, появились уже в XV столетии. Картинку наносили посредством трафаретов. В конце этого века ремесленник, который жил в городе Руан, придумал карты. Смысловая нагрузка и символы их были схожи с современной трактовкой.
Четыре масти приобрели свою смысловую нагрузку:
- черви – духовные ценности;
- бубны – финансы, купцы, торговля;
- пики – государство, власть, наконечники копий и стрел;
- трефы – сельское хозяйство.
Метаморфозы карточной символики
Символика карт могла значительно меняться в зависимости от эпохи, к которой они принадлежат. Ассоциации могли очень различаться: божества, герои легенд и мифов, войны, воители, политические деятели.
Проще всего было с дамами и валетами.
Пиковая дама олицетворяла Афину Палладу, богиню воинствующей мудрости и государственную власть, и законы.
Бубновая дама соотносилась с Рахиль, которую по Библии Иаков ждал 14 лет, чтобы в итоге жениться на ней.
Червовая дама та самая прекрасная Юдифь. Именно она хитростью оказалась в самом тылу ассирийцев, одурманила напитком, и обезглавила полководца Олоферна. Только так она могла спасти свою родину, Израиль.
Трефовая дама – символ женской слабости и хитрости, с которой самый мудрый и сильный мужчина не сможет справиться. Общий образ, но от этого более могущественный и успешный.
Для валетов тоже есть свои образы
- Пиковый валет – рыцарь при дворе самого короля Карла Великого Огье.
- Бубновый валет – Гектор.
- Валет червей – Этьен де Виньоль.
- Трефовый валет – Иуда Маккабеус.
С королями все просто и сложно одновременно. Известно кто выступал в роли прообразов, но кто и на какой масти осел, непонятно.
Современные атласные карты имеют значение лишь для игроков и практически не несут никакой сакральной нагрузки.